Эксперты объяснили, чем может обернуться легализация рынка подержанных запчастей
«Спровоцирует рост числа угонов»
Сразу после расширения коридора тарифов ОСАГО страховые компании заговорили о необходимости дальнейшей реформы «автогражданки». В частности, речь зашла о легализации ремонта пострадавших машин б/у запчастями, ведь многих оригинальных позиций в разумные сроки не найдешь. А для этого нужно «обелить» бизнес авторазборок, организовав там учет и контроль. Назревает большой передел одной из сфер «народного» автобизнеса: большинство разборок могут просто закрыться.
Страховщики утверждают: работать по-старому больше невозможно. Потому что, несмотря на «расширение тарифного коридора», стало трудно даже составлять справочники цен на автокомпоненты, по которым работают оценщики в страховых компаниях.
Такие справочники составляются не реже, чем раз в квартал и должны отражать реальную ситуацию с ценами на запчасти. Но есть еще и сроки поставки, которые перестали «биться» с законом об ОСАГО: по закону отремонтировать пострадавший автомобиль в рамках «автогражданки» нужно за 30 дней.
— Мы уже давно начали обсуждать, не подумать ли нам о возможности использования б/у запчастей в ремонте по ОСАГО, — рассуждает вице-президент одной из крупных страховых компаний Алексей Артамонов. — Но тут возникает вопрос о необходимости сертификации таких запчастей. Потому что мы понимаем: как только скажем «любые б/у запчасти», встанет вопрос о безопасности других участников дорожного движения.
Пока что страховщики де-факто одобрили такую практику: они стараются в большинстве случаев, чтобы самим не попасть под штрафы и неустойки, выплатить компенсацию пострадавшим в денежной форме. А дальше люди уже под свою ответственность идут в сервисы, которые (если это большие и официальные, пусть даже не дилерские СТО) подписывают с ними особые документы. Это согласия на использование неоригинальных запчастей, либо б/у запчастей, либо на восстановительный ремонт имеющихся.
При этом в области «неоригинала» цены определяют зарубежные дистрибьютеры и наши импортеры (тут ни страховщики, ни СТО ни на что повлиять не могут). Капитально-восстановительным ремонтом агрегатов занимаются специализированные компании, игроков на этом рынке мало, и с этой мини-отраслью тоже все понятно. Но вот б/у запчасти — до сих пор рынок стихийный. На что и обратили внимание участники более мощного рынка страхового ремонта.
«Необходимо регламентировать требования к работе «авторазборок», ввести строгий учет деталей и поартикульный контроль цен», — говорит Илья Плисов, член правления Союза автосервисов. По его словам, при нынешнем состоянии этого рынка сервисы несут значительные допрасходы на логистику и восстановление полученных с других машин запчастей.
Еще одна важнейшая проблема «разборок», с точки зрения СТО и страховщиков — это их принципиальная приверженность наличным расчетам. Частники, занимающиеся этим бизнесом, покупают автомобили на разбор практически всегда именно за «нал», строгой отчетности не ведут, потому и покупать детали у них приходится за наличные. А сервисам их добывать с каждым годом все сложнее: при больших объемах снятия наличных к ним появляются вопросы налоговой службы…
«Мы хотим привести эту отрасль к мировым стандартам, — говорит член Союза автосервисов Вячеслав Данилин. — В частности, внесем предложение запретить продавать б/у запчасти за наличные. Рынок подержанных запчастей находится во многом в тени — и это неправильно».
По словам Данилина, есть «минимальное число компаний», которые ведут разбор автомобилей на запчасти «в белую». Поэтому необходимо создавать интегрированную систему повторного использования запчастей в рамках утилизационной отрасли. Этим могут заняться сами автосервисы.
Кроме того, добавил сервисмен, реформа отрасли помогла бы избежать целого ряда проблем. Это и трудности с подбором нужных компонентов (запчасти с «разборки» часто не подходят на автомобиль без подгонки), и вопросы клиентов при использовании таких деталей: не с угнанной ли это автомашины? А точно не после смертельного ДТП?
Автовладельцы, кажется, смотрят на назревающий передел рынка со стороны. «На текущий момент автовладельцам важно, чтобы их автомобиль был отремонтирован качественно и с гарантией, — подчеркивает лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Или страховая компания, или сервис должны нести гарантийные обязательства. И в большинстве развитых стран так и происходит. Какие при этом применяются запчасти, потребителю не должно быть важно».
Более того, с точки зрения автовладельцев зарегулировать «разборки» тоже надо. Как рассуждает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, легализация ремонта б/у запчастями при сохранении нынешнего формата «разборок» может привести к дальнейшему росту числа угонов машин. «Мы в условиях такого дефицита запчастей, особенно на европейские автомобили, станем лидерами по числу угонов», — предостерегает общественник.
— Зададимся вопросом, почему сервисы раньше не открывали легальный авторазбор? — комментирует Алексей Островский, специалист по ремонту и подбору б/у автомобилей. — Во-первых, потому что это большие накладные расходы, в том числе налоговые. А во-вторых, и это главное — есть тьма автомобилей, на которые нет документов, и это не обязательно угнанные авто. Просроченное наследство, нерастаможенные машины, бывает много случаев, когда оформлять документы владельцу дороже, чем просто выбросить машину в овраг. Если запретить разбор этих автомобилей на запчасти, рынок встанет: легальных, с документами, автомобилей на разборки приходит очень немного.
В числе «побочных» жертв возможной реформы — и сама система ОСАГО, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «Люди перестают понимать, зачем нужна страховка, если тарифы повышаются, а ремонт за счет страховщика невозможен», — говорит эксперт. И действительно, уже в этом году фиксируется тенденция к отказу от покупки полисов. Благо, штрафы за их отсутствия с камер так и не приходят.
Свежие комментарии