Шпион на колесах: эксперты рассказали, какие данные владельцев «сливают» автомобили
«Анонимизировать» современную машину можно, но дорого и не всякому доступно
Огромное количество параметров современного автомобиля доступны для мониторинга производителем (в том числе в режиме реального времени). На это еще раз обратили внимание эксперты после того, как официальный сервис одного из китайских автобрендов сообщил об удаленном «исследовании» параметров автомобиля при помощи интернет-соединения китайскими специалистами. Какие данные о владельце может «сливать» производитель транспортного средства и можно ли предотвратить утечки — выяснял «МК».
С конца 2010-х годов владельцы премиум-моделей (прежде всего европейских марок) привыкли к удаленным беспроводным сервисам, требующим постоянной передачи данных телеметрии. Большинство из этих сервисов было отключено производителями для российских пользователей в 2022 — 2023 годах, однако выяснилось, что китайские бренды, доминирующие сейчас на рынке РФ, не менее жадны до информации.
«На текущий момент представительство и дилер проводят проверку, — сообщил представитель одной из китайских марок, комментируя обследование сгоревшего по техническим причинам кроссовера ценой в 4,5 млн рублей. — Дилер находится в постоянной коммуникации с владельцем автомобиля. Помимо диагностики автомобиля на месте, китайская команда разработчиков проводит удаленный онлайн-анализ, чтобы ускорить определение технического состояния автомобиля».
Иными словами, некоторые виды диагностики выполняются в «телережиме», по интернету, китайской стороной — российскому представительству и дилерам эти процедуры по какой-то причине производитель не доверяет. Как, скажем еще раз, и европейские коллеги в последнее десятилетие.
— Это безусловно именно так, если говорить об официальных дилерах, которые дорожат отношениями с производителем, — комментирует автоэлектрик Олег Белокрысенко. — У них прописано в техкарте: данная операция делается через немцев (или китайцев) — и они выполняют. Но чисто технически может быть по-всякому: что один программист написал, другой всегда может сломать. Так что, когда европейцы от нас ушли, официалы быстро взяли на вооружение — конечно, не афишируя это — некоторые программные «заплатки» и «затычки».
В частности, хакерскими методами вполне возможно активировать некоторые опции, которые в автомобилях последнего поколения предлагались «по подписке»: плати производителю какую-то сумму в год, и будет работать какой-нибудь подогрев или вентиляция, или электронные помощники.
А вот утечка персональной информации об автомобиле и ее хозяине-водителе — совсем другой разговор, добавляет автоэлектрик. При диагностике в техцентре, как правило, связь с производителем осуществляется через аппаратуру дилера (и чаще всего автомобиль соединен с дилерским оборудованием при помощи кабеля). Но, как минимум, бортовая медиасистема и модуль «ЭРА-Глонасс» (последний вообще обязателен для всех продаваемых в России новых автомобилей) имеют возможность передачи данных в Сеть и часто ей пользуются.
«У некоторых китайских премиум-моделей исходящий трафик на встроенной сим-карте намного больше входящего, это как раз и показывает, что машина постоянно «сливает» информацию, — говорит собеседник «МК». — Причем понятно, что автомобиль может передавать не только технические данные вроде скорости и местоположения авто, но и запись звука и даже видео из салона. Такая возможность есть у некоторых операторов такси и каршеринга, а значит, ничего невозможного в слежке за «частниками» нет.
Бывший сотрудник автомобильного подразделения одного из силовых ведомств рассказал «МК», что современные иномарки уже с 2000-х годов проходят проверку на наличие «жучков» от производителя и их «обезвреживание». Так что компетентные органы, использующие как европейские, так и китайские автомобили — давно в курсе проблемы и ее решают. Но — для себя; а что делать не желающим терять приватность обычным водителям?
— Если речь о базовых комплектациях автомобилей, с минимумом электронных помощников и простой медиасистемой, то отключить сим-карту вполне возможно, катастрофы от этого не случится, — рассказал Олег Белокрысенко. — Но чем «жирнее» комплектация, тем больше систем автомобиля откажутся работать.
Первое, без чего придется обходиться ради приватности — современная сигнализация со спутниковым «маяком» и мобильной передачей данных (кстати, это может создать трудности со страховкой КАСКО — если, конечно, страховая компания узнает об «ампутации»). Второе — перестанут работать некоторые из электронных помощников, повышающих активную безопасность (активный круиз-контроль и т.п.). Что же касается модуля «ЭРА — Глонасс», его обесточивание не представляет особенного труда, добавил электрик. Впрочем, не доказано, что он передает данные — разве что о местоположении автомобиля.
Свежие комментарии